02.10.10

Краткий морской словарь

Аврал - работа, требующая участия всего экипажа или значительной его части. Аврал объявляется для постановки судна на швартовы, подачи буксира, выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. п.
Автономность - способность судна находиться определенное время в плавании без пополнения запасов топлива, смазки, воды и т. п.
Азимут (истинный пеленг) - угол между истинным меридианом и направлением на наблюдаемый предмет.
Айсберг - плавучая ледяная гора, достигающая иногда длины нескольких километров и высоты - более 100 м. Над поверхностью воды обычно находится примерно 1/6 части всей льдины. Айсберги образуются в Северном Ледовитом океане, Антарктике и представляют значительную опасность для мореплавания.
Акватория - водная площадь гавани или порта.
Анемометр - прибор для измерения скорости ветра.
Аппарель - въезд, наклонная платформа для погрузки и выгрузки самоходной техники.
Ахтерштевень - кормовая деталь судового набора, продолжение киля в наклонном положении.
Бак - носовая надстройка, идущая от борта до борта. На некоторых судах баки делают слитыми со средней надстройкой.
Бакен - плавучий знак речной судоходной обстановки. Представляет собой отличительную фигуру, установленную на плоту. В темное время суток на них зажигаются фонари.
Балл - условное число, определяющее величину волнения моря, силу ветра и т. п.
Балласт - тяжесть, помещенная на дне судна, которая придает ему необходимую осадку. Бывает жидким и твердым. Жидкий балласт - вода, которая через систему трубопроводов и насосов заполняет специальные балластные цистерны; твердый - чугунные чушки, камни, твердые малоценные грузы.

Банка - 1) сиденье для гребцов и пассажиров на шлюпках, 2) отдельно лежащая мель с илистым, песчаным, каменистым или коралловым грунтом, глубина которой меньше глубины моря в этом районе.
Барк - большое морское парусное судно, имеющее от трех до пяти мачт. Бизань-мачта не имеет реев и несет только косые паруса, на остальных мачтах паруса прямые с реями.
Баркентина - большое морское парусное судно, имеющее не менее трех мачт. Фок-мачта оснащена только прямыми парусами, все остальные мачты несут только косые паруса.
Берег - полоса суши, примыкающая к водной поверхности любого водоема.
Бизань-мачта - кормовая, самая задняя мачта у судов, имеющих три или более мачт. Обычно она самая малая по высоте. У двухмачтовых судов кормовая мачта называется грот-мачтой.
Бимсы - поперечные связи судового набора, металлические или деревянные, различной конструкции.
Бора - жестокий северо-восточный ветер, дующий с гор. В районе Новороссийска зимой достигает большой силы и представляет опасность для судов, стоящих в порту или на рейде.
Борт - боковая поверхность судна от скулы до верхней палубы; продолжение борта выше верхней палубы называется фальшбортом.
Ботдек - шлюпочная палуба, на которой расположены спаса-тельные шлюпки.
Брать, взять - в морской терминологии имеет различные значения. Например, брать рифы - уменьшать площадь паруса, брать пеленг - определять компасное направление на какой-либо объект, взять высоту Солнца или другого светила - измерить при помощи секстана его высоту над видимым горизонтом.
Бриг - двухмачтовое морское судно с прямым вооружением на обеих мачтах.
Бригантина - военные и торговые суда различного типа, имеющие общее название.
Бриз - ветер в береговой полосе, дующий днем с моря на сушу, а ночью - с суши на море.
Буйреп - цепь для удержания буя на месте.
Буксирные суда, буксиры - суда, предназначенные для тяги за собой или толкания других судов. Могут быть морскими (транспортные и спасатели) и портовыми.
Бульб - утолщение подводной части носа судна, обычно округлое или каплеобразное, служащее для улучшения ходкости судна.
Буруны - 1) вспенивающиеся волны, с шумом разбивающиеся над рифами;
2) волны с пеной, поднимающиеся у форштевня быстро идущего судна.
Бухта - вдающаяся в сушу часть моря или океана небольшого размера;
2) трос, свернутый в форме полого цилиндра и перевязанный ворсой.
Бушприт - деревянный или склепанный из стальных листов брус круглого сечения, укрепленный впереди форштевня. На парусных судах служит для крепления парусов.
Ванты - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и сзади мачту. Они принимают название тех частей рангоута, которые поддерживают.
Ватерлиния грузовая - линия на борту, совпадающая с уровнем воды, которая отвечает водоизмещению судна при полном грузе.
Вахта - круглосуточное посменное дежурство, обеспечивающее нормальную эксплуатацию судна.
Весовые характеристики судна - водоизмещение, полная и чистая грузоподъемность. Весовое водоизмещение равно массе вытесненной судном воды, объёмное - соответствует объёму погруженной в воду части судна. Полная грузоподъёмность (дедвейт) рассчитывается как разность между весовым водоизмещением в полном грузу и порожне, чистая - как разность между полной грузоподъёмностью и массой судовых запасов. Отношение грузоподъёмности судна к его водоизмещению называется коэффициентом утилизации, т. е. показывает, какая часть водоизмещения используется для полезной нагрузки.
Вест - запад. На картах обозначается буквой W и цифрой 270, соответствующей числу градусов окружности, считая от N по направлению часовой стрелки.
Ветер - горизонтальное перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого давления атмосферы. Основные характеристики ветра: скорость, направление и характер.
Винт гребной - движитель судна. При вращении отбрасывает воду и создает усилие, необходимое для движения судна.
Винт регулируемого шага - гребной винт с поворотными лопастями.
Вира - поднимай, выбирай.
Водоизмещение - масса воды, вытесняемой погруженной частью судна, равная массе судна.
Волнолом - гидротехническое сооружение в виде каменной стены, возвышающейся над поверхностью моря, служит защитой рейда от волн. Иногда называется брекватером.
Вооружение судна - 1) военный термин; 2) установка на парусном судне рангоута, такелажа, парусов.
Выбирать - тянуть, подтягивать какой-либо конец.
Вьюшка тросовая - барабан большого диаметра с двумя стальными дисками на его концах, предназначенный для наматывания стального троса.
Гавань - место стоянки судов в порту, защищенное от волн, идущих с моря. В одном порту может быть несколько гаваней, предназначенных для перегрузки грузов одного вида: хлебная, угольная, нефтегавань и пр.
Гальюн - туалет на судне.
Гельмпорт - отверстие в корпусе судна, через которое проходит ось (баллер) руля.
Грот-мачта - вторая от носа, обычно самая высокая мачта на двух- и трехмачтовых судах.
Грузовая марка - система специальных знаков на борту судна для определения необходимой минимальной высоты надводного борта в различных условиях плавания.
Грузовая шкала - специальная таблица, которая характеризует значения водоизмещения, дедвейта, высоты надводного борта судна в зависимости от изменения осадки. Используется судоводителями для решения эксплуатационных задач при загрузке судна.
Грузооборот морского флота - объем грузовых перевозок, выражающийся суммой произведений массы каждой партии перевезенного груза на расстояние транспортировки. Измеряется в тонно-милях.
Дедвейт - полная грузоподъемность морского судна.
Дейдвуд - кормовая часть судна между ахтерштевнем и килем.
Диптанк - цистерна для перевозки жидких, а в некоторых случаях и сухих грузов. Используется также для приема водяного балласта.
Дифферент - разница в осадке судна носом и кормой.
Док — специальное (плавучее или береговое) сооружение для ремонта или очистки от обрастания подводной части судов.
Драить - чистить до блеска.
Дрейф - 1) боковое смещение судна с намеченного курса под действием ветра или течения;
2) снос потерявшего управление судна или судна, затертого ладами, под влиянием ветра, течений и ледяных полей; 3) движение (снос по ветру) стоящего на якорях судна во время сильного шторма, когда якоря не держат.
Задраивать - закрывать наглухо люки, иллюминаторы и другие отверстия.
Залив - часть океана, моря или озера, с трех сторон окруженная сушей.
Зюйд - юг. На картах и на картушках компасов обозначается буквой 5 и цифрой 180, соответствующей числу градусов окружности, считая от N по направлению часовой стрелки.
Иллюминаторы - окна на судне, бывают открывающиеся и неоткрывающиеся.
Каботаж - судоходство, осуществляемое между портами одного и того же государства. Малый каботаж - в пределах одного моря, большой — в пределах нескольких морей.
Камбуз - место для приготовления пищи на судне.
Кантовать - передвигать грузы, переворачивая их с одной стороны на другую.
Катамаран - судно, состоящее из двух корпусов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и связанных одной общей палубой - платформой.
Качество транспортировки грузов - характеризует соблюдение перевозчиком-судном сроков доставки и обеспечение сохранности перевозимых товаров.
Каюта - жилое помещение на судах для членов экипажа и пассажиров.
Кают-компания - общая каюта, служащая столовой, местом собраний командного состава.
Киль - балка, которая является основным продольным креплением и связью днища судна.
Кингстон - отверстие с клапаном в подводной части судна, служащее забортным выходом различных систем.
Клотик - деревянный кружок или шар, который надевается на топ мачты, стеньги или флагштока. Имеет один или несколько шкивов для фалов.
Кок - судовой повар.
Комингс - прочно соединённый с палубой стальной лист, ограничивающий люки грузовых трюмов и другие вырезы в палубах. Служит для придания корпусу судна прочности и предохраняет от попадания воды в люки.
Конец - трос, а также его кусок или отрезок.
Корма - задняя оконечность судна.
Кранец - приспособление, служащее для смягчения ударов и предохранения корпуса судна от вмятин. Опускается за борт при подходе судна к причалу или другому судну.
Крен - наклон судна на правый или левый борт.
Курс - направление движения судна.
Лаглинь - тонкий трос, использовавшийся для крепления ручного и механического лага.
Леер - металлический прут или натянутый трос, закрепленный с обоих концов; служит для ограждения борта, люков, а также поручнем в штормовую погоду.
Линейное плавание - прогрессивная форма организации морского судоходства на направлениях перевозок с устойчивыми потоками грузов. Предусматривает работу судов по объявленному расписанию с постоянными портами захода.
Линейные характеристики судна - габариты (длина, ширина, высота борта), размеры грузовых люков, высота трюмов, осадка. Учитываются при планировании работы судна и в процессе эксплуатации (вход в порт, проход канала, постановка в док).
Льяло - водосборный колодец, в который поступает трюмная вода.
Майна - командное слово, обозначающее „опускай", „трави".
Мат - коврик, сплетенный из троса. Кладется у входа на трап и во внутренние помещения судна.
Мелководье - район моря с малыми глубинами.
Мель - район морского дна с малыми глубинами.
Меридиан - линия большого круга, проходящая через оба полюса Земли. Меридиан, проходящий через географические полюса Земли, называется географическим, через магнитные - магнитным, а совпадающий с направлением NS картушки компаса - компасным.
Мидель - поперечная вертикальная плоскость, которая делит судно на две части - носовую и кормовую. В дословном переводе означает середину.
Миля - мера расстояния. Морская миля - длина одной минуты дуги земного меридиана - 1852 м, географическая миля - длина одной пятнадцатой градуса экватора - 7420 м, сухопутная, или английская миля - 1609 м.
Мол - каменная стена, защищающая рейд от волнения, морских течений, наносов. Строится в море и в отличие от волноломов всегда одним концом сообщается с берегом.
Морские бассейны - водное пространство, включающее одно или несколько морей, обладающих географическим единством, общностью климатических, навигационных, экономических условий и материально-технической базы морского транспорта.
Мусинги - узлы на тросе, сделанные из более тонкого конца. Могут служить для лазания по ним вместо трапов, в частности используются как дополнительное средство спуска в спасательные шлюпки, находящиеся на воде.
Навал - всякое касание любой частью корпуса или рангоута любой части другого судна.
Надстройка - помещение выше верхней палубы судна, идущее от борта до борта.
Нок - оконечность всех горизонтальных или наклонных эле-ментов рангоута.
Норд — север. Обозначается буквой N и цифрой 0 на картах и картушках компасов.
Нос - передняя оконечность судна от форштевня до передней надстройки.
Обсервация - наблюдения за нанесенными на карту береговыми объектами или небесными светилами дня определения места судна.
Объемные характеристики судна - грузовместимость, пассажировместимость, емкость цистерн для топлива, воды и балласта. Грузовместимость - полезный объем грузовых помещений судна (в зерне или в кипах) выражается в кубических метрах. Регистровая вместимость - условный показатель объема судовых помещений, защищенных от непогоды. Измеряется в регистровых тоннах (одна регистровая тонна равна 100 куб. футов или 2,83 м ). Используется при начислении портовых сборов и плат за услуги судну (буксировка, лоцманская проводка) .
Ост - восток. Обозначается буквой О и цифрой 90 на картах и картушках компасов, считая от норда по направлению часовой стрелки.
Остойчивость - способность судна возвращаться в исходное (прямое) положение после прекращения действия накренивших его внешних сил.
Отдавать - отвязывать, отпускать, бросать.
Отфрахтование тоннажа - сдача судна в аренду иностранной компании для перевозки грузов или пассажиров.
Палуба - настил, перекрытие корпуса, обеспечивающий водонепроницаемость и прочность судна. Бывает деревянной, стальной и стальной с деревянной облицовкой.
Панер - положение якорной цепи судна, когда она расположена строго вертикально, а якорь еще находится на грунте.
Перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ) - транспортировка советскими судами грузов, принадлежащих зарубежным владельцам. По своей экономической сущности представляют собой экспорт транспортных услуг советского морского флота.
Пирсы - причальные сооружения, которые располагаются перпендикулярно берегу на необходимом расстоянии друг от друга. Суда швартуются к ним с обеих сторон.
Причал - часть набережной, пирса, эстакады, имеющая приспособление для швартовки судов. Расположение и конструкция причала зависят от особенностей порта.
Провозная способность - максимально возможное количество груза, которое может перевезти судно или группа судов в заданных условиях за определенный период времени. Зависит от условий эксплуатации судна и его технических характеристик.
Рейд - место якорной стоянки судов. В зависимости от защищенности делятся на внутренние, внешние, закрытые и открытые. На внешнем рейде суда стоят на якоре до тех пор, пока порт не может их принять.
Регистровая тонна - условная единица измерения внутреннего объема судна, равная 2,83 м3.
Реи - металлические или деревянные, брусья, которые крепятся на мачте горизонтально палубе. Подразделяются в зависимости от принадлежности к мачте и расположения на ней. На парусных судах служат для крепления прямых парусов.
Рейс - завершенный производственный цикл работы морского транспортного судна по перевозке грузов или пассажиров.
Рейсовое плавание - форма организации морских перевозок, при которой суда совершают единичные рейсы на переменных направлениях.
Румб - 1/32 часть окружности, равная 11 1/4°. Картушка разделена на 32 румба, каждый из которых имеет свое название. Главные -N- норд, S - зюйд, О - ост, W - вест.
Скатывать палубу - смывать палубу водой из шлангов.
Склянка - получасовой промежуток времени. Название происходит от стеклянных песочных часов, употреблявшихся в парусном флоте. Дежуривший возле них матрос должен был переворачивать эти часы, отмечая это ударом в судовой колокол. Счет времени начинался с полудня. На учебных судах и сейчас по традиции вахтенный матрос „бьет склянки", т. е. отбивает в судовой колокол число ударов, соответствующее времени суток, считая по полчаса.
Спардек - палуба средней надстройки.
Специализация флота - приспособленность судов к перевозке определенных грузов, в результате чего достигается повышение производительности флота.
Такелаж - все снасти на судне, которые подразделяются на бегучий и стоячий такелаж.
Твиндек - междупалубное пространство, используемое для перевозки грузов и размещения различных служебных помещений.
Тельняшка - форменная морская рубашка с рукавами из трикотажа или хлопчатобумажная, с поперечными полосами синего и белого цветов. Получила свое название от того, что надевается прямо на тело. Полосы на ней появились в конце средних веков, так как позволяли наблюдать за матросами, выделявшимися благодаря им на фоне серых парусов.
Тоннаж - весовая или объемная мера величины судна. Тоннаж может измеряться в тоннах - масса груза, поднимаемого судном (грузоподъемность); в объемных или регистровых тоннах (грузовместимость), а также может обозначать общую валовую регистровую вместимость всех гражданских судов какой-либо страны или судовой компании.
Тонно-миля - единица измерения транспортной работы грузовых судов. Рассчитывается умножением массы грузов в тоннах на расстояние их перевозки в милях.
Топ - верхний конец мачты или стеньги.
Топенант - снасть для подъема и спуска грузовых стрел.
Траверз - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости судна. „Быть на траверзе маяка", например, значит находиться на воображаемой линии, один конец которой направлен на маяк, а другой - на наблюдателя, находящегося на судне под прямым углом к диаметральной плоскости судна.
Травить - ослаблять, выпускать, увеличивать длину троса или цепи. Например, стравливать с барабана лебедки или вьюшки трос - значит выпускать его, раскручивая лебедку или вьюшку.
Трап - лестницы на судах. Бывают разной конструкции и местоположения. Штормтрап - лестница с деревянными ступенями (балясинами) , концы которых прикрепляются к двум тросам. На современных судах штормтрап спускается за борт для приема лоцмана. Междупалубный трап служит для сообщения между палубами.
Трюм - пространство для груза между самой нижней палубой и двойным дном на сухогрузных судах. В грузовых трюмах укладываются грузы, принятые к перевозке.
Тузик - самая маленькая шлюпка на одного гребца и одного - двух пассажиров, применяемая на больших судах для выполнения обмеров, покраски и других забортных работ.
Узкость - узкие места (проливы, проходы между островами, рифами и пр.), где судоходство затруднено из-за суженного водного пространства.
Уключины - приспособления для удержания весел во время гребли.
Фалинь или фалень - носовой и кормовой концы на шлюпке, которые служат для ее привязывания к судну или причалу.
Фарватер - безопасный путь для судов между мелями, рифами и пр. Обставляется предостерегательными знаками.
Фиорды - узкие, извилистые, вдающиеся в берег заливы.
Форпик - крайний носовой отсек, который обычно служит носовой балластной цистерной и занимает пространство от внутрен-ней кромки форштевня до ближайшей водонепроницаемой пе-реборки.
Форштевень - носовая деталь судового набора, являющаяся продолжением киля вверх и расположенная вертикально или наклонно.
Фрахт - форма платы за транспортировку грузов и пас^жиров в заграничном плавании либо использование судов в течение определенного времени.
Фрахтование тоннажа - наем судна за определенную плату во временное пользование для перевозки грузов (пассажиров) или выполнения каких-либо работ.
Цени судовые - делятся на якорные и такелажные. Якорные цепи для увеличения их прочности изготовляют с распорками(контрафорсами) в каждом звене. Такелажные не имеют контрафорсы, но прочности значительно (в 3-8 раз) превосходят тросы такого же размера (диаметра).
Циркуляция - кривая линия, описываемая судном при повороте.
Швабра - метла из ворсы для протирания палуб, привязанная к штоку или древку.
Шкала Бофорта - шкала силы ветра от 0 до 12 баллов. Была составлена в начале XIX в. Каждый балл соответствовал площади парусности, которую мог нести корабль при ветре различной силы. В настоящее время малоупотребительна.
Шквал - внезапный короткий порыв ветра большой силы. Иногда шквалы сопровождаются грозой и ливнями и переходят в сильный шторм.
Шкентель - конец, служащий для подъема грузов стрелой.
Шлюпбалка - прямая или изогнутая стальная балка, укрепленная у бортов судна; служит для подъема и спуска шлюпок при помощи талей.
Шлюпки - общее название гребных, парусных и мелких моторных беспалубных судов.
Шпангоут — ребра, придающие судну поперечную прочность, к ним крепится обшивка. Это основная часть набора судна.
Шпация - расстояние между шпангоутами.
Шпигат - сквозное отверстие в борту судна. Служит для стока воды с палубы. В нем может бьггь укреплена металлическая труба, которая также называется шпигатом.
Шпринг - швартовный трос, поданный с носа назад или с кормы вперед.
Штевни - общее название форштевня и ахтерштевня. Последний служит опорой для руля и винта.
Штивка - распределение и укладка грузов в трюме.
Штиль - полное безветрие, поверхность воды зеркально гладкая.
Шток - всякий шест, имеющий специальное назначение, например, флагшток.
Шторм - буря на море, при которой в открытом море волны поднимаются на высоту до нескольких метров.
Штурман - судоводитель.
Шхеры - прибрежный район с большим количеством мелких скалистых островов и скал у берегов Финляндии, Скандинавии и пр. В целях обеспечения безопасности плавания они ограждаются предостерегательными знаками: вехами, буями, створными знаками и пр.
Шхуна - парусное судно с двумя и более мачтами, оснащенными косыми парусами.
Экипаж - команда, обеспечивающая обслуживание и управление судном.
Эстакада - причал, воздвигаемый на сваях, балках или железобетонных колоннах. Может располагаться как вдоль берега - набережные-эстакады, так и под углом к нему - пирсы-эстакады.
Ют - кормовая надстройка (кормовая часть) верхней палубы судна.

⇓ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ⇓


⇒ВНИМАНИЕ⇐
  • Материал на блоге⇒ Весь материал предоставляется исключительно в ознакомительных целях! При распространении материала используйте пожалуйста ссылку на наш блог!
  • Ошибки⇒ Если вы обнаружили ошибки в статье, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье. Мы будем очень признательны!
  • Файлообменники⇒ Если Вам не удалось скачать материал по причине нерабочих ссылок или отсутствующих файлов на файлообменниках, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье.
  • Правообладателям⇒ Администрация блога отрицательно относится к нарушению авторских прав на www.electroengineer.ru. Поэтому, если Вы являетесь правообладателем исключительных прав на любой материал, предоставленный на ресурсе, то сообщите нам через контакты и мы моментально примем все действия для удаления Вашего материала.


⇓ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ⇓

0 комментарии:

Отправить комментарий

 

Сисадмин мнил себя богом сети, электрик грубо развеял этот миф. Научись развеивать мифы! © Electrical Engineer's blog [2010-2016].