28.01.11

Какими условиями рейсового чартера регламентируется время прибытия судна под погрузку?

В большинстве случаев в момент заключения фрахтовой сделки фрахтуемое судно находится не в порту предстоящей погрузки. Поэтому в чартерах указывают, где находится судно в настоящее время, т. е. его позицию (present position). Кроме того, обычно указывают, что судно со всей возможной скоростью отойдет и проследует в обусловленный чартером порт погрузки или ордерной порт. Однако все это еще не дает фрахтователю достаточной гарантии, что судно прибудет под погрузку в нужный срок, определяемый условиями поставки товара, его подготовки к отправке или другими важными для фрахтователя обстоятельствами.

В связи с этим в чартерах устанавливается конкретный промежуток времени, в течение которого судно должно прибыть под погрузку. Этот промежуток, составляющий чаще всего около 10 сут, ограничивается определенными календарными датами (например, 10—20 августа), между которыми, т. е. не ранее первой даты и не позднее второй судовладелец обязан подать, а фрахтователь — принять судно под погрузку.

Первая дата является началом лейдейс (lay days) и означает таким образом, что в случае прибытия судна ранее этой даты фрахтователь имеет право не начинать погрузку и не несет ответственность за простой судна до наступления даты лейдейс. Разумеется, это не исключает и такой практики, когда фрахтователь дает согласие принять досрочно прибывающее в порт судно и начинает его погрузку ранее даты лейдейс.

Вторая дата называется канцеллинг (cancelling date) и ограничивает предельный срок подачи судна под погрузку. Не позднее этой даты судно должно прибыть в порт погрузки и быть готовым к грузовым операциям. Следует подчеркнуть, что судно считается прибывшим лишь тогда, когда оно прошло все портовые формальности, т. е. получило свободную практику и полностью подготовлено к выполнению грузовых операций. Поэтому в большинстве чартеров предусматривается, что срок канцеллинга истекает не в полночь названной даты, а в час окончания официального рабочего дня портовых учреждений, связанных с оформлением прихода судна. В некоторых проформах типовых чартеров предусмотрен определенный час истечения канцеллинга. Так, например, в чартерах «Соворкон», «Мурмапатит» и ряде других предусмотрено, что канцеллинг истекает в 4 ч после полудня.

Прибытие зафрахтованного судна в порт погрузки после срока канцеллинга, т. е. хотя и в дату канцеллинга, но позднее установленного часа, дает право фрахтователю расторгнуть, канцеллировать (to cancel), чартер независимо от причин (если иное не оговорено в чартере), вызвавших опоздание судна. Лишь в случае опоздания судна по вине самого фрахтователя, как например, задержка судна в ордерном порту в ожидании указания порта погрузки, канцеллинг отсрочивается на продолжительность этой задержки. Если опоздание судна произошло по причинам, ответственность за которые несет судовладелец, то фрахтователь имеет право требовать возмещения понесенных им убытков, если таковые имели место (убытки фрахтователя, вытекающие из запродажных контрактов, стоимость излишнего хранения груза и т. п.).

Обычно, если судовладелец видит, что судно не успеет прибыть к обусловленному сроку канцеллинга, он запрашивает фрахтователя, намерен ли тот канцеллировать в этом случае чартер. Фрахтователь, если в чартере специально не оговорено иное, не обязан отвечать на такой запрос и может отказаться от использования судна лишь после его запоздалого прибытия в порт. Фрахтователь может также, воспользовавшись затруднительным положением судовладельца, согласиться на принятие судна при условии известного снижения ранее обусловленной фрахтовой ставки.

Итак, если в чартере не оговорено иное, наметившееся явное опоздание судна к сроку канцеллинга не освобождает судовладельца от обязанности все же направить судно в порт погрузки независимо от того, известны ли ему намерения фрахтователя относительно канцеллирования чартера. Однако в некоторых, в частности лесных, чартерах предусмотрено в этом отношении более благоприятное для судовладельца условие. А именно, если он за определенное число дней до даты канцеллинга запросит фрахтователя о согласии принять опаздывающее к канцеллингу судно, последний обязан в течение установленного срока ответить на такой запрос, т. е. сообщить судовладельцу о своем решении канцеллировать чартер или согласии принять под погрузку опаздывающее судно. Так, например, по чартеру «Совьетвуд» судовладелец может послать такой запрос при следовании судна в порты Балтийского моря за 9 дней до даты канцеллинга, в порты Северного и Баренцева морей — за 12 дней, в Карское море — за 20 дней. Фрахтователь, получив такой запрос, обязан ответить судовладельцу о своем решении в течение 48 последовательных часов (воскресенья и праздники исключаются).

Если фрахтование судов производится заблаговременно, за полтора-два месяца и более, то судовладельцу бывает трудно гарантировать подачу судна в пределах лейдейс — канцеллинга, установленных с разрывом в 10 дней. В таких случаях интервал может быть принят и более продолжительным, однако, как правило, все же не более одного месяца. При заблаговременном фрахтовании судов под груз из замерзающих портов применяется также установление даты лейдейс, соответствующей дате «первой открытой воды» (first open watеr-fow), т. е. официально объявленной портовыми властями дате освобождения порта и подходов к нему ото льда и начала навигации. Дата канцеллинга в этом случае наступает через установленное количество дней после даты первой открытой воды. Например, в лесных чартерах «Совьетвуд», «Совконраунд» предусмотрен вариант установления даты лейдейс по первой открытой воде; дата канцеллинга в этом случае наступает через три недели после официального открытия навигации в порту.

В некоторых чартерах, чаще всего в, рудных, угольных, оговаривается подача судна в порт погрузки на условии «стэм» (subject stem). Это условие означает, что, помимо установленного при заключении фрахтовой сделки начального и конечного сроков прихода судна под погрузку, в дальнейшем должна быть согласована точная дата подачи судна. Для этого судовладелец должен заблаговременно (за 10-15 сут до предполагаемой готовности судна) известить фрахтователя о позиции судна, а фрахтователь обязан в течение установленного срока (24 или 48 ч) сообщить судовладельцу дату приема судна и его номер в очереди на погрузку (date and number of stem).

За простой судна, прибывшего ранее назначенной даты, фрахтователь ответственности не несет. Если назначенная дата (stem date) не устраивает судовладельца, так как угрожает судну длительным простоем, то чартер может быть расторгнут либо может быть достигнуто соглашение об установлении другой даты «стэма», устраивающей обе стороны.

Если при перевозках по названным выше чартерам не применяется условие «стэм» и устанавливается обычный порядок прибытия судна в порт и принятия его под погрузку, то, чтобы подчеркнуть это обстоятельство, обычно в этих случаях указывают условие «free of stem».

⇓ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ⇓


⇒ВНИМАНИЕ⇐
  • Материал на блоге⇒ Весь материал предоставляется исключительно в ознакомительных целях! При распространении материала используйте пожалуйста ссылку на наш блог!
  • Ошибки⇒ Если вы обнаружили ошибки в статье, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье. Мы будем очень признательны!
  • Файлообменники⇒ Если Вам не удалось скачать материал по причине нерабочих ссылок или отсутствующих файлов на файлообменниках, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье.
  • Правообладателям⇒ Администрация блога отрицательно относится к нарушению авторских прав на www.electroengineer.ru. Поэтому, если Вы являетесь правообладателем исключительных прав на любой материал, предоставленный на ресурсе, то сообщите нам через контакты и мы моментально примем все действия для удаления Вашего материала.


⇓ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ⇓

0 комментарии:

Отправить комментарий

 

Сисадмин мнил себя богом сети, электрик грубо развеял этот миф. Научись развеивать мифы! © Electrical Engineer's blog [2010-2016].