06.02.11

Виды электрической сигнализации

Электрическая сигнализация на судах является неотъемлемой частью многих судовых систем: энергетической установки, вспомогательных механизмов, общесудовых систем, систем судовождения и др.

Сигнализация служит для предупреждения обслуживающего персонала о достижении предельных значений некоторых параметров. Трудно представить себе на судне устройство или механизм, не имеющий световую или звуковую сигнализацию, будь то сепаратор или компрессор, масляный насос или насос охлаждения, основной или аварийный дизель-генератор, авторулевой или гирокомпас. Кроме того, имеются самостоятельные независимые от технических систем и устройств схемы сигнализации, например авральная, пожарная и др. В качестве вызывной, дополнительной и дублирующей связи электрическая сигнализация входит в телефонные, телеграфные и другие установки.

Разновидности судовой электрической сигнализации, компоновка и расположение в зависимости от типа судна определяются Правилами классификации и постройки морских судов Регистра.

Вопросы использования и технического обслуживания систем судовой электрической сигнализации регламентируются Правилами технической эксплуатации судовых технических средств.

При большом разнообразии видов судовой электрической сигнализации можно выделить следующие системы сигнализации.

Авральная сигнализация.
Оборудуется на судах, на которых объявление аврала голосом или громкоговорителем не может быть слышно одновременно во всех местах, где могут находиться люди. С помощью авральной сигнализации должна быть обеспечена хорошая слышимость сигналов во всех местах, где могут находиться люди; звуковые приборы должны устанавливаться в следующих местах: в машинных помещениях; в общественных помещениях, если их площадь превышает 150 м2; в коридорах жилых, служебных и общественных помещений; на открытых палубах, в производственных помещениях.

На пассажирских судах система авральной сигнализации должна состоять из двух самостоятельных групп: для пассажиров и экипажа. Звуковые приборы, установленные в помещениях с большой интенсивностью шумов, должны снабжаться световой сигнализацией.
Тональность звуковых приборов авральной сигнализации должна отличаться от тональности звуковых приборов других видов сигнализации. Система авральной сигнализации должна питаться от аккумуляторной батареи, размещенной выше палубы переборок и вне пределов шахт машинных отделений. Действие авральной сигнализации проверяется не реже одного раза за 10 дней и перед выходом судна в рейс с предварительным уведомлением об этом вахтенного помощника капитана.

Пожарная сигнализация.
Устанавливается на пассажирских судах валовой вместимостью 100 рег. т и более; на судах специального назначения и промысловых валовой вместимостью 1000 рег. т и более; на судах, строящихся на класс Регистра со знаком Р, к которым предъявляются повышенные требования к пожароустойчивости палуб, переборок, шахт, машинно-котельного отделения и др.

В рулевой рубке устанавливается станция пожарной сигнализации с мнемосхемой, с помощью которой быстро определяется место пожара.

Система пожарной сигнализации для обнаружения пожара снабжена датчиками-извещателями ручного и автоматического действия.

Автоматические извещатели устанавливаются во всех жилых и служебных помещениях; в кладовых взрывчатых, легковоспламеняющихся и горючих материалов; на постах управления; в помещениях для сухих грузов; в машинных и котельных отделениях с автоматизированным управлением при отсутствии в них постоянной вахты.

Ручные извещатели устанавливаются в коридорах жилых, служебных и общественных помещений; в вестибюлях; в машинно-котельных отделениях; в общественных помещениях площадью более 150 м2; в производственных помещениях; на открытых палубах в районе расположения грузовых люков.

В системе пожарной сигнализации должно быть предусмотрено два вида питания: основное — от судовой сети и резервное — от аккумуляторных батарей.

На пассажирских и приравненных к ним судах в помещении вахтенного (или пожарного) помощника капитана устанавливается дублирующее световое табло, назначением которого является оповещение вахтенной службы судна о возникновении пожара в период, когда помещение, где установлен извещатель, закрыто или не имеет постоянной вахты.

Система пожарной сигнализации должна постоянно находиться в действии. Вывод из действия системы (частично или полностью) для устранения неисправностей или выполнения технического обслуживания (ТО) допускается с разрешения капитана и с предварительным уведомлением вахтенного помощника. Один раз в месяц должны быть подвергнуты проверке по одному извещателю в каждом луче.

Предупредительная сигнализация объемного пожаротушения.
Оборудуется в машинно-котельных отделениях, трюмах с сухим грузами, в которых в условиях нормальной эксплуатации находятся или могут находиться люди. С помощью звукового и светового сигналов производственный персонал предупреждается о пуске в действие системы объемного пожаротушения, эти сигналы подаются автоматически при ручном и дистанционном пуске системы.

Предупредительная сигнализация объемного пожаротушения питается от той же аккумуляторной батареи, что и пожарная сигнализация. Система должна постоянно находиться в действии и проверяться с ведома вахтенного помощника капитана.

Аварийно-предупредительная сигнализация (АПС).
Оборудуется практически на всех самоходных судах и предназначена для сигнализации состояния энергетической установки, работы вспомогательных механизмов и компонуется в зависимости от типа судна, энергетической установки, уровня автоматизации и т. д. На автоматизированных судах применяют обобщенную аварийно-предупредительную сигнализацию (ОАПС), которая подает сигналы не только в машинном отделении и в ЦПУ, но и на внешних объектах — в рулевой рубке, каюте механиков и др.

Аварийно-предупредительная сигнализация проверяется перед каждым выходом судна в рейс, перед заступлением на вахту и периодически в течение вахты.

Сигнализация о наличии воды в льялах и сточных колодцах трюмов.
Оборудуется на различных судах и в обязательном порядке на электродах для сигнализации уровня воды в колодцах под гребными электродвигателями. Сигнализация должна постоянно находиться в действии, и проверка ее исправности производится персоналом вахтенной службы не реже одного раза за вахту, а старшим электромехаником — ежедневно.

Сигнализация закрытия водонепроницаемых дверей.
Устанавливается на тех судах, на которых Регистром предусмотрено деление помещений судна на водонепроницаемые отсеки и имеются водонепроницаемые двери. Сигнализация должна проверяться одновременно с проверкой дверей под руководством старшего механика не реже одного раза в неделю, а также перед каждым выходом в рейс.

Бытовая сигнализация (каютная, медицинская).
Устанавливается на тех судах, где она необходима, чаще на пассажирских. Действие бытовой сигнализации проверяется не реже одного раза в месяц.

Приборы судовой электрической сигнализации по виду можно разделить на три группы: акустические, оптические (световые и визуальные), комбинированные.

Группа акустических приборов состоит из звонков, ревунов, трещоток, сирен и их комбинаций. Применение различных по характеру, тембру и силе звука приборов обеспечивает распознавание акустических сигналов и определение их назначения.

Акустические приборы, устанавливаемые в судовых помещениях с большим уровнем шумов, имеют дублирующие оптические сигналы (электролампы), основное назначение которых состоит в привлечении внимания производственного персонала к акустическим сигналам.

Группа приборов оптической сигнализации состоит из номерников и сигнальных ламп, а также прерывателей световой сигнализации, предназначенных для подачи мигающих сигналов. Из миниатюрных сигнальных ламп, например СГ24, компонуются световые табло мнемосхем аварийно-предупредительной сигнализации и др.

Включение и отключение цепи питания приборов электрической сигнализации выполняются замыкателями. Все замыкатели, применяемые на судах, механического действия и отличаются один от другого только количеством и размерами контактов.

Конструкция и исполнение приборов судовой электрической сигнализации соответствуют специфическим судовым условиям. Все приборы изготовляют в металлических (обычно силуминовых) корпусах и окрашивают краской, стойкой к воздействию морской воды.

⇓ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ⇓


⇒ВНИМАНИЕ⇐
  • Материал на блоге⇒ Весь материал предоставляется исключительно в ознакомительных целях! При распространении материала используйте пожалуйста ссылку на наш блог!
  • Ошибки⇒ Если вы обнаружили ошибки в статье, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье. Мы будем очень признательны!
  • Файлообменники⇒ Если Вам не удалось скачать материал по причине нерабочих ссылок или отсутствующих файлов на файлообменниках, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье.
  • Правообладателям⇒ Администрация блога отрицательно относится к нарушению авторских прав на www.electroengineer.ru. Поэтому, если Вы являетесь правообладателем исключительных прав на любой материал, предоставленный на ресурсе, то сообщите нам через контакты и мы моментально примем все действия для удаления Вашего материала.


⇓ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ⇓
 

Сисадмин мнил себя богом сети, электрик грубо развеял этот миф. Научись развеивать мифы! © Electrical Engineer's blog [2010-2016].