08.07.11

Краткий морской словарь (часть2)


Аппарель — въезд, наклонная платформа для погрузки или выгрузки самоходной техники.
Бак — носовая надстройка, носовая часть верхней палубы судна.
Банка — отдельно лежащая мель с илистым, песчаным или каменистым грунтом, глубина над которой меньше глубины моря в этом районе.
Блинд — прямой парус над бушпритом. Применялся на судах XVI— XVII вв.
Бульб — утолщение подводной части носа судна, обычно кругловидное или каплеобразное, которое делается для повышения ходкости судна.
Бушприт (бугшприт)— горизонтальный или наклонный брус, вынесенный вперед с носа парусного судна для закрепления парусов. Носовые паруса улучшают маневренность судна. Бушприт может быть составным. В таком случае его продолжением служат утлегарь и бом-утлегарь.
Ватерлиния грузовая (летняя)—совпадает с уровнем воды и отвечает водоизмещению судна в полном грузу при наибольшей допустимой осадке. На грузовых судах она наносится белой краской.

Винт гребной — движитель судна. Его лопасти радиально укреплены в общей ступице (муфте), имеющей в середине коническое отверстие, куда входит гребной вал. При вращении винт отбрасывает воду и создает усилие, необходимое для движения судна.
Водометный движитель — судовая силовая установка, работающая за счет сил реакции, возникающей при выбрасывании воды насосом через специальные устройства — насадки.
Дейдвуд — кормовая часть судна между ахтерштевнем и килем, находящаяся под водой. Через нее у современных судов проходит дейдвудная водонепроницаемая металлическая труба, в которой вращается гребной вал. Доступ воде в месте выхода вала преграждает сальник.
Дифферент—разница между осадками носа и кормы судна.
Днище — нижняя горизонтальная часть обшивки корпуса от киля до скулы.
Каботаж — судоходство между портами одного и того же государства. Малый каботаж — в пределах одного моря, большой — нескольких морей.
Катамаран — судно, состоящее из двух корпусов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и связанных одной общей палубой-платформой.
Киль — балка, которая является основным продольным креплением и связью днища судна.
Комингс — вертикальный стальной лист, установленный по периметру люков и других вырезов в палубах судов. Он прочно соединен с настилом палубы. Служит для придания прочности в месте выреза и предохранения от попадания воды внутрь трюмов через люки.
Композитные суда — их корпус построен из двух разных материалов, например, набор стальной, а обшивка и палуба — деревянные.
Корма — задняя оконечность судна от ахтерштевня до ближайшего люка. В плане корма может иметь различный вид и в зависимости от этого называется: прямая (транцевая), полукруглая, острая. По очертаниям в вертикальной плоскости бывает обыкновенной, с подзором, крейсерской, транцевой.
Лог — навигационный прибор, измеряющий скорость хода и пройденное судном расстояние.
Лаглинь—тонкий трос специальной выделки, который применялся для крепления лага и был разделен узлами, вывязанными через 50,67 фута. Матрос, приставленный к лагу, отсчитывал количество узлов, которые прошли через его руки. Вот почему до сих пор на флоте скорость хода отмечается в узлах.
Леер — туго натянутый и закрепленный с обоих концов судовой трос. Служит поручнем в штормовую погоду (может ограждать судовые люки). Металлические стойки и протянутые сквозь них тросы или стальные прутья служат для ограждения борта.
Мачта — вертикальное рангоутное дерево или стальная сварная труба, устанавливаемая на палубе в диаметральной плоскости судна и служащая для крепления парусов, грузовых стрел, радиоантенн, сигнально-отличительных огней, световых и флажных сигналов. Большинство быстроходных современных судов имеет две мачты: первая от носа—фок-мачта, вторая—грот- мачта.
Мелководье — район моря с малыми глубинами.
Мель — район морского дна с малыми глубинами.
Мидель — поперечно-вертикальная плоскость, которая делит судно на носовую и кормовую части.
Миля — мера расстояния, равная 1,852 километра.
Навигация—раздел судовождения, который знакомит с приемами и методами мореплавания в различных гидрометеорологических условиях и способами осуществления контроля за правильностью прокладки курса с помощью штурманских приборов, астрономических и радионавигационных средств.
Надстройка—любое закрытое помещение на судне, расположенное выше верхней палубы и идущее от борта до борта.
Непотопляемость — способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или группы отсеков.
Нос—передняя оконечность судна, которую завершает форштевень — прямой, наклонный, ледокольный, бульбовый и т. д.
Обшивка судна — наружная служит водонепроницаемой частью корпуса корабля и обеспечивает ему прочность. Ее присоединяют к набору от форштевня до ахтерштевня. Внутренняя — укладывается по внутренней стороне корабельного набора.
Осадка корабля — величина наибольшего погружения корпуса судна с учетом выступающих частей.
Остойчивость — способность судна плавать в прямом положении и возвращаться к нему, как только прекратят действовать внешние силы, отклонившие его.
Площадь парусности — общая площадь всех парусов судна (парусного вооружения).
Поворот — изменение курса корабля. В парусном флоте поворот был связан с изменением галса — положением судна относительно ветра.
Понтон — судно упрощенной формы, которое служит основанием для морских кранов и других вспомогательных плавсредств.
Привальный брус — деревянный или металлический. Укрепляется вдоль наружного борта судна, несколько выше ватерлинии. Служит для защиты борта при швартовке и смягчения удара о причал.
Протектор — устройство, служащее для защиты корпуса судна, винтов и дейдвудной трубы от коррозии.
Редан — уступ на днище судна, который уменьшает сопротивление воды при движении.
Регистровая тонна — условная единица измерения внутреннего объема судна, равная 2,83 кубического метра.
Реи — металлические или деревянные брусья, крепящиеся на мачте горизонтально палубе и перпендикулярно диаметральной плоскости корабля. Служат для крепления прямых парусов. Реи подразделяются в зависимости от принадлежности к мачте и местоположения на ней.
Румб — 1/32 часть окружности. Картушка (кружок, прикрепленный к магнитной стрелке или стрелкам компаса) разделена на 32 румба, каждый из которых имеет свое название. Главные: N — норд (север); S — зюйд (юг); О — ост (восток); W — вест (запад);
Скула — место плавного или острого изгиба борта, переходящего в днище — бортовая скула, в носовую или кормовую часть — соответственно, носовая или кормовая скула.
Стеньга — надставка на мачте, служащая ее продолжением.
Тали — приспособления, состоящие из блоков с тросами.
Твиндек — междупалубное пространство, которое используется для перевозки грузов и размещения различных служебных помещений на судне.
Топ — верхний конец мачты или стеньги.
Трюм — пространство для груза между самой нижней палубой и двойным дном на сухогрузных судах.
Узел — мера скорости движения судна. Один узел равен одной морской миле в час (1,852 км/ч ас).
Фальшборт — легкий стальной пояс бортовой обшивки, расположенный выше открытой палубы и служащий для ее ограждения.
Фальшкиль — на деревянных судах брусья (или металлические полосы типа полозьев) одинаковой ширины с килем. Фальшкиль прикрепляется к килю для предохранения его от повреждений при соприкосновении с грунтов.
Швартовы — тросы, при помощи которых судно швартуется (крепится) к причалу, берегу, другому судну.
Шлюпбалка — стальная балка (прямая или изогнутая в верхней части). Служит для подъема и спуска шлюпок при помощи талей.
Шпангоут—основная часть набора судна, придающая ему поперечную прочность; ребра, к которым крепится обшивка.
Штевень — кованые, литые, сварные вертикальные или наклонные балки в оконечностях судна. Форштевень находится в носу, ахтерштевень — в корме. Последний служит опорой для руля и винта.
Ют — кормовая надстройка (кормовая часть) верхней палубы судна.

⇓ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ⇓


⇒ВНИМАНИЕ⇐
  • Материал на блоге⇒ Весь материал предоставляется исключительно в ознакомительных целях! При распространении материала используйте пожалуйста ссылку на наш блог!
  • Ошибки⇒ Если вы обнаружили ошибки в статье, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье. Мы будем очень признательны!
  • Файлообменники⇒ Если Вам не удалось скачать материал по причине нерабочих ссылок или отсутствующих файлов на файлообменниках, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье.
  • Правообладателям⇒ Администрация блога отрицательно относится к нарушению авторских прав на www.electroengineer.ru. Поэтому, если Вы являетесь правообладателем исключительных прав на любой материал, предоставленный на ресурсе, то сообщите нам через контакты и мы моментально примем все действия для удаления Вашего материала.


⇓ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ⇓

0 комментарии:

Отправить комментарий

 

Сисадмин мнил себя богом сети, электрик грубо развеял этот миф. Научись развеивать мифы! © Electrical Engineer's blog [2010-2016].