24.03.12

Измерение сопротивления изоляции

Способы измерения сопротивления изоляции

Строгое соответствие сопротивления изоляции токоведущих частей установленным требованиям является важнейшим условием бесперебойной работы электроустановки.
Как указывалось ранее, при несовершенной изоляции токоведущих частей друг от друга и от корпуса судна, т. е. при недостаточно высокой величине ее сопротивления, происходит утечка тока через изоляцию кабелей, машин, аппаратов, арматур и через корпус судна. Чем меньше сопротивление изоляции, тем больше утечка тока.

По закону Ома ток утечки Iут (в амперах) равен напряжению между токоведущими частями U (в вольтах), деленному на сопротивление изоляции между токоведущими частями Rиз (в омах), т. е.

Iут=U/Rиз, откуда Rиз=U/Iут.

Если, например, для какого-либо фидера, идущего от главного распределительного щита, сопротивление изоляции между жилами кабеля равно 550000 ом, а напряжение судовой сети — 110 в, то ток утечки в этом фидере равен

Iут=U/Rиз=110/550000=0,0002 а,

т. е. двум десятитысячным долям ампера. Предположим теперь, что от этого щита отходит всего десять фидеров, сопротивление изоляции каждого из которых равно 550000 ом (для простоты считаем сопротивления изоляции всех фидеров одинаковыми). Очевидно, что общий ток утечки во всех десяти фидерах достигнет 0,0002x10 = 0,002 а (два миллиампера).

Следовательно, сопротивление изоляции всей сети, состоящей из десяти отходящих от щита фидеров, будет равно

Rиз=U/Iут=110/0,002=55000 ом,

т. е. в 10 раз меньше сопротивления изоляции одного фидера.

Поэтому необходимо отличать сопротивление изоляции одного фидера (или какого-либо участка сети) от сопротивления изоляции всей судовой сети: последнее всегда будет в несколько раз меньше сопротивления изоляции одного фидера.

Чтобы ток утечки Iут не превосходил величины, допускаемой для нормальной работы электроустановки, надо обеспечить должную величину сопротивления изоляции Rиз, а для этого прежде всего необходимо знать в каждый момент состояние изоляции, т. е. уметь измерять ее сопротивление.

На судах измерение сопротивления изоляции производится: а) под напряжением с помощью измерительных приборов, установленных на главном распределительном щите и б) при снятом напряжении с помощью переносных мегомметров.

На щитах электрических станций постоянного тока для измерения сопротивления изоляции применяются высокоомные вольтметры, а на щитах электростанций переменного тока — щитовые мегомметры. Измерение сопротивления изоляции при снятом напряжении производится переносным мегомметром. Они дают более точные результаты.

Правила и нормы измерения сопротивления изоляции

Нормы допустимых величин сопротивления изоляции, порядок и сроки производства необходимых измерений определяются действующими «Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования».

Согласно этим Правилам сопротивление изоляции отдельных осветительных фидеров по отношению к корпусу судна должно быть не менее 0,5 мгом для установок, находящихся в эксплуатации, и не менее 1,5 мгом для новых установок.

Для силовых фидеров эти величины должны составлять соответственно 0,5 и 1 мгом, а для электрических машин мощностью до 100 кет и напряжением до 500 в — 1 и 2 мгом и т. д.
Общее сопротивление изоляции судовой сети, находящейся под напряжением, измеряют через каждый час прибором, установленным на главном распределительном щите. Результаты измерения заносятся в вахтенный журнал по электрочасти.

В случае пониженного сопротивления изоляции необходимо последовательной проверкой и отключением найти группу с низким сопротивлением, затем отключить эту группу от щита и искать дальше место повреждения переносным мегомметром. Правилами запрещается отыскивать место повреждения под напряжением, т. е. без отключения группы от щита.
Помимо ежедневного измерения сопротивления изоляции щитовым прибором, необходимо производить измерения переносным мегомметром:
  1. один раз в месяц — всех фидеров, машин и приборов с занесением результатов замеров в специальный журнал;
  2. перед каждым выходом в море и после окончания рейса — электрической схемы рулевого управления;
  3. перед началом и после окончания грузовых операций — электроприводов грузовых лебедок и кранов;
  4. перед заходом в порт — электроприводов брашпилей и швартовных шпилей и лебедок.
Установки (электрические машины, кабельные линии и т. п.) с пониженным сопротивлением изоляции должны быть выведены из действия для проведения необходимых мер по повышению изоляции до установленных норм.

⇓ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ⇓


⇒ВНИМАНИЕ⇐
  • Материал на блоге⇒ Весь материал предоставляется исключительно в ознакомительных целях! При распространении материала используйте пожалуйста ссылку на наш блог!
  • Ошибки⇒ Если вы обнаружили ошибки в статье, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье. Мы будем очень признательны!
  • Файлообменники⇒ Если Вам не удалось скачать материал по причине нерабочих ссылок или отсутствующих файлов на файлообменниках, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье.
  • Правообладателям⇒ Администрация блога отрицательно относится к нарушению авторских прав на www.electroengineer.ru. Поэтому, если Вы являетесь правообладателем исключительных прав на любой материал, предоставленный на ресурсе, то сообщите нам через контакты и мы моментально примем все действия для удаления Вашего материала.


⇓ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ⇓
 

Сисадмин мнил себя богом сети, электрик грубо развеял этот миф. Научись развеивать мифы! © Electrical Engineer's blog [2010-2016].