23.02.15

Уход за подшипниками

Подавляющее большинство современных электрических машин оборудуется шариковыми или роликовыми подшипниками качения.

Уход за подшипниками

Уход за ними сводится к периодическому их осмотру, промывке и смене смазки.

Выбор сорта смазки для подшипников качения производится по рекомендациям заводов-изготовителей. Обычно для отечественных подшипников используется смазка УТВ (жировая) по ГОСТ 1631— 52, для подшипников, работающих в условиях тропического климата, применяется смазка ЦИАТИМ-221.

Смену смазки и промывку подшипников производят:

1) при первом пуске вновь устанавливаемой машины, если есть опасения, что смазка до установки машины не менялась свыше трех лет;
2) через каждые 3000—4000 час работы машины, но не реже одного раза в 3 года;
3) после ремонта, связанного с полной разборкой машины.

При смене смазки внутренняя полость подшипника качения в машинах, работающих при скорости вращения до 1500 об/мин должна заполняться не более чем на 2/3 объема, а при 3000 об/мин — не более чем на 1/2 объема. Следует помнить, что тугая набивка смазки может вызвать перегрев подшипника, а также выдавливание смазки внутрь электрической машины и последующее загрязнение ее обмоток.

Вал электродвигателя после набивки подшипника смазкой должен легко проворачиваться от руки.

Осмотр подшипников качения производится при их промывке. При осмотре проверяют отсутствие трещин, раковин или других неровностей внутренней поверхности подшипника и шариков, отсутствие коррозии, недопустимых зазоров, а также целость сепараторов шариков или роликов. При обнаружении каких-либо повреждений подшипник подлежит замене.

Если при наружном осмотре никаких дефектов в подшипнике не обнаружено, но после промывки и смены смазки он показывает недопустимый нагрев (выше 95° С), или производит неравномерный шум, нужно проверить сборку подшипника или сменить его.

Полный осмотр подшипников производят при вынутом якоре. Такой осмотр следует приурочивать к планово-предупредительному ремонту, чтобы по возможности сократить количество разборок машины.

При смене подшипника качения перед посадкой на вал его следует подогреть в масляной ванне до температуры 80—90° С. В ванну подшипник подвешивают так, чтобы он был полностью в масле, но не касался стенок и дна ванны.

В процессе работы с подшипниками их следует оберегать от влаги и пыли, а также от ударов. Непосредственные удары по подшипнику без прокладок категорически запрещаются.

После установки подшипников рекомендуется проверить работу их на холостом ходу машины в течение 20—30 мин при номинальной скорости вращения.

На крупных электрических машинах применяются подшипники скольжения с кольцевой смазкой. Уход за ними заключается в периодической заливке их маслом, промывке, очистке разгрузочных канавок и сточных отверстий, проверке зазоров и смене смазки.

При отсутствии особых рекомендаций заводов-изготовителей электрических машин для смазки их подшипников следует применять: для машин мощностью до 100 кВт — масло марки «20» по ГОСТ 1707—51, а для машин свыше 100 кВт — масло марки «30».

Смену масла производят через каждые 1000 час работы подшипников, а также при загрязнении масла, но не реже одного раза в год. При заливке нового масла старое выпускают через спускную пробку, далее при открытой пробке подшипник сначала промывают керосином, а затем маслом, после этого пробку закрывают и подшипник заливают свежим маслом.

Масло в подшипник следует наливать до нормального уровня в соответствии с метками на подшипнике или его маслоуказателе. При недостатке масла подшипник может нагреться, а при избытке — оно разбрызгивается и загрязняет обмотки машины, т. е. портит изоляцию. Кроме того, избыток масла может вызвать остановку смазочных колец и, как следствие, перегрев подшипника выше допустимых 80° С.

При падении уровня масла его доливают примерно раз в неделю, в зависимости от количества часов работы машины.

После доливки или смены масла необходимо закрыть специальной крышкой отверстие, через которое подшипник заполнялся маслом, чтобы в него не могла попасть грязь или пыль.

Проверка величины зазора подшипника скольжения производится при очередном освидетельствовании машины, а также после каждого пришабривания вкладышей, вызванного перезаливкой в связи с ненормальным перегревом или срабатыванием. Заливка вкладыша баббитом производится обычно при заводском ремонте машин.

За износом подшипников необходимо внимательно следить, так как при большой выработке вкладышей якорь машины провисает, междужелезное пространство внизу машины становится меньше допускаемого, создается опасность соприкосновения между вращающейся (якорь, ротор) и неподвижной (магниты, статор) частями машины, что может повлечь за собой серьезную аварию. Особо важное значение это обстоятельство имеет для асинхронных электродвигателей, у которых величина междужелезного пространства значительно меньше, чем у машин постоянного тока.

⇓ДОБАВИТЬ В ЗАКЛАДКИ⇓


⇒ВНИМАНИЕ⇐
  • Материал на блоге⇒ Весь материал предоставляется исключительно в ознакомительных целях! При распространении материала используйте пожалуйста ссылку на наш блог!
  • Ошибки⇒ Если вы обнаружили ошибки в статье, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье. Мы будем очень признательны!
  • Файлообменники⇒ Если Вам не удалось скачать материал по причине нерабочих ссылок или отсутствующих файлов на файлообменниках, то сообщите нам через контакты или в комментариях к статье.
  • Правообладателям⇒ Администрация блога отрицательно относится к нарушению авторских прав на www.electroengineer.ru. Поэтому, если Вы являетесь правообладателем исключительных прав на любой материал, предоставленный на ресурсе, то сообщите нам через контакты и мы моментально примем все действия для удаления Вашего материала.


⇓ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ⇓
 

Сисадмин мнил себя богом сети, электрик грубо развеял этот миф. Научись развеивать мифы! © Electrical Engineer's blog [2010-2016].