26.11.2014

Электропривод судовых насосов, компрессоров и вентиляторов

В отличие от палубных механизмов остальные судовые вспомогательные механизмы (наибольшее распространение среди них имеют насосы, компрессоры и вентиляторы) работают главным образом в длительном режиме. В соответствии с этим схемы управления электроприводами данных механизмов значительно проще, чем электроприводами палубных механизмов. Наиболее распространены реостатные схемы управления.

В тех случаях, когда надо обеспечить дистанционное или автоматическое управление электроприводом, применяют станции управления с релейно-контакторной аппаратурой.

На судах широко используется схема автоматического управления электродвигателями санитарных насосов, обеспечивающих подачу воды для бытовых целей во все помещения судна. На рис. 1 изображена такая схема управления электроприводом постоянного тока. В схеме предусмотрена возможность переключения с ручного управления на автоматическое, для чего служит переключатель ПК.

Схема автоматического управления электродвигателями санитарных насосов
Рис.1. Схема автоматического управления электродвигателями санитарных насосов

В случае автоматического управления с понижением давления воды в системе ниже допустимого замыкается контакт манометрического реле РДмин. При этом получает питание катушка линейного контактора, который замыкает свои главные контакты в цепи якоря электродвигателя, а блок-контактами шунтирует контакт РДмин, размыкает цепь удерживающей катушки таймтактора ускорения У' и подготавливает цепь втягивающей катушки таймтактора У. По истечении некоторого времени контакт таймтактора У'замыкается и включает втягивающую катушку таймтактора У. В результате пуск электродвигателя происходит через одну ступень пускового сопротивления. При повышении давления воды до максимального размыкается контакт реле РДмакс и электродвигатель останавливается.

На наличие напряжения указывает сигнальная лампа ЛБ, а на окончание процесса пуска и включение электродвигателя — лампа ЛЗ. Ручное управление осуществляется с кнопочного поста кнопками «Пуск» и «Стоп».

Аналогичная схема для электропривода переменного тока получается еще проще за счет прямого пуска электродвигателя. Такая схема содержит только один линейный контактор и два тепловых реле для защиты электродвигателя от перегрузки.

Управление электродвигателями грузовых насосов на танкерах

Рассмотрим особенности управления электродвигателями грузовых насосов на танкерах.
Насосные отделения танкеров могут располагаться либо рядом с машинным отделением, либо вдали от него. В первом случае электродвигатели грузовых насосов устанавливают в машинном отделении, а передача от них к насосам осуществляется горизонтальными валами, проходящими через сальники в переборке. Во втором случае электродвигатели грузовых насосов устанавливают в специальном помещении — моторной рубке. Моторная рубка располагается над насосным отделением и отделяется от последнего горизонтальным коффердамом. Передача от электродвигателей к насосам в этом случае осуществляется вертикальными валами, которые проходят через сальники в палубах моторной рубки и насосного отделения.

В моторной рубке допускается установка защищенных электродвигателей. Однако в этом случае требуется оборудование моторной рубки искусственной вентиляцией.

Пусковая и регулировочная аппаратура электродвигателей грузовых насосов должна устанавливаться в помещениях третьей категории, причем аварийное отключение должно быть предусмотрено из близрасположенных помещений третьей категории.

Таким образом, приходится учитывать, что пуско-регулировочная аппаратура, т. е. посты управления электродвигателями нефтяных насосов, в ряде случаев находится в отдельных от электродвигателей помещениях. При перекачке нефтепродуктов из танкеров в те или иные емкости (баки, цистерны и т. п.), установленные на берегу, необходимо регулировать подачу нефтепродуктов. Для этого приходится изменять число оборотов насосов, останавливать их и пускать вновь в ход. Это осложняет управление работой электродвигателей насосов.

Обслуживание электродвигателей нефтяных насосов, т. е. пуск, регулирование числа оборотов и остановка, производится судовым электриком. Последний должен все время находиться у одного из постов управления двигателями, внимательно следить за сигналами, подаваемыми помповым машинистом.

На случай неувязки в подаче и приемке сигналов схемами управления электродвигателями нефтяных насосов обычно предусматривается выключение электродвигателя не только с поста управления, но также и с других пунктов при помощи кнопок дистанционного выключения. Нажатием кнопки разрывают цепь катушки контактора, и двигатель останавливается.
Принципиальная схема электропривода осушительного насоса самовыгружающегося балкера "Ambassador"
Рис. 2. Принципиальная схема электропривода осушительного насоса самовыгружающегося балкера "Ambassador"
 

Сисадмин мнил себя богом сети, электрик грубо развеял этот миф. Научись развеивать мифы! © Electrical Engineer's blog [2010-2021].