Спасательные шлюпки на судне обычно проверяются раз в неделю, при этом тестируется запуск двигателя от двух батарей, руль – перо, телеграф – винт, освещение, а также состояние аккумуляторных батарей и зарядных устройств.
Несмотря на регулярные проверки, двигатель спасательной шлюпки может перестать запускаться в любой момент. Именно такая ситуация произошла на судне во время проверки шлюпки инспекцией порта.
При выборе первой (главной) батареи для запуска двигателя оказалось, что шлюпка не запускается, хотя работает всё освещение. Индикация на зарядном устройстве горит зелёным, что говорит о нормальном состоянии батареи.
После неудачной попытки с первой батареей запуск двигателя осуществили с помощью второй (аварийной) батареи. В этот раз удачно.
В результате проверки нагрузочной вилкой обнаружилось, что ёмкость первой батареи находится около нуля. Несмотря на то, что индикатор батареи горит зелёным и напряжение батареи около 13В.
Можно сделать вывод, что ёмкости батареи для освещения вполне достаточно, но не хватает пускового тока для запуска двигателя спасательной шлюпки. Кроме того, оказалось что этой батарее уже почти 4 года, как она была установлена. Обычно срок эксплуатации необслуживаемых кислотных аккумуляторных батарей на судне составляет около 4 лет, после этого рекомендуется их заменять на новые.
Проверка второй (аварийной) батареи также показала неудовлетворительный результат, т.к. ёмкость её находится на уровне «weak», т.е. слабая. Этот аккумулятор также был установлен около 4-х лет назад, поэтому его ёмкость подсела.
Очень важно при получении нового аккумулятора сразу проверять его ёмкость нагрузочной вилкой (battery tester), т.к. недостаточно только померить его напряжение и посмотреть на зелёную индикацию.
После установки новой батареи шлюпка была проверена и показала успешную работу на обоих аккумуляторных батареях.
Кстати, если вы работаете на танкерах, тогда такая нагрузочная вилка вам не подойдет. Рекомендую использовать электронный тестер емкости аккумуляторных батарей.Читайте также вторую статью по данной теме: "Двигатель спасательной шлюпки не запускается. Часть 2. Поиск и устранение неисправности", в которой подробно разбирается ещё одна распространённая проблема с запусками шлюпок, а именно неполадки стартерного мотора и бендикса.