01.03.2022

Overhaul el. мotor. Разборка и сборка электродвигателя масляного сепаратора

На каждом судне используется множество систем электроприводов, которые периодически надо обслуживать. Регламент замены подшипников на электродвигателях обычно устанавливается в районе 4х лет или 2000 часов работы. Для разных систем эти цифры могут отличаться, но примерно раз в четыре года необходимо выполнять оверхол (overhaul) любого электродвигателя на судне.

Разборка и сборка электродвигателя масляного сепаратора

Оверхол мотора – это плановый или неплановый осмотр внутренних частей электродвигателя, замена подшипников, чистка и лакировка обмоток статора (если это необходимо), покраска мотора и сопутствующие ремонтные работы (по необходимости). 

На каждом судне имеются сотни электродвигателей разных размеров и назначений. Специфика разборки моторов может быть разная, но в большинстве случаев оверхолы электродвигателей на судне мало чем отличаются.

Overhaul el. мotor. Разборка и сборка электродвигателя масляного сепаратора

В данной статье мы рассмотрим плановый оверхол электродвигателя масляного сепаратора. Первое, что необходимо сделать перед началом разборки мотора – это обесточить силовую цепь и цепь управления, и отдать питающие концы от клеммной коробки.

Пускатель электродвигателя сепаратора
Пускатель электродвигателя сепаратора
Контрольная панель сепаратора
Контрольная панель сепаратора
Схема управления электродвигателем сепаратора
Схема управления электродвигателем сепаратора

Отдаем четыре крепежных болта от корпуса сепаратора и снимаем электродвигатель с помощью талей. На валу электродвигателя можно заметить фрикционную полумуфту и прежде чем начать разборку необходимо замерить посадочное место муфты на валу.

Фрикционная полумуфта на валу мотора
Фрикционная полумуфта на валу мотора

На фото выше видно, что муфта находится «западлицо» с поверхностью вала, т.е. наблюдается абсолютно плоская поверхность без углублений или выпираний муфты (бывает, что полумуфта сидит на валу на специальной глубине, которую важно предварительно замерить штангельциркулем).

Снятая полумуфта
Снятая полумуфта

Снимаем полумуфту с помощью специального съёмника, который в дальнейшем будем использовать для снятия подшипников. Нужно обратить внимание, что часто полумуфты на валу фиксируются болтами (под шестигранный ключ), которые предварительно необходимо отдать.

Съёмники для снятия полумуфт и подшипников с валов
Съёмники для снятия полумуфт и подшипников с валов

Снимаем крылатку охлаждения, разбираем электродвигатель и вынимаем ротор. Важно запомнить с какой стороны находится крылатка и полумуфта, а также можно поставить специальные отметки маркером. После осмотра обмотки статора, дефектов не обнаружено, лакировка в данном случае не требуется.

Статор мотора (пружинная шайба на посадочном месте подшипника)
Статор мотора (пружинная шайба на посадочном месте подшипника)

Снимаем подшипники с вала ротора с помощью съёмника. Если это большой мотор, то может понадобиться помощь второго человека.

Съём подшипника с вала ротора
Съём подшипника с вала ротора

Ротор мотора без подшипников
Ротор мотора без подшипников

Ротор мотора без подшипников
Ротор мотора без подшипников

Нагреваем новые подшипники с помощью технического фена (если на судне нет специальной станции для нагрева подшипников) и сажаем на вал ротора. Можно использовать самодельные трубки для забивания подшипников, но я не рекомендую это делать, желательно только нагревать и садить вручную.

Технический фен
Технический фен
Нагрев подшипника
Нагрев подшипника
Новые подшипники на валу
Новые подшипники на валу

Собираем электродвигатель по той же схеме, что и разбирали. Важно не забыть установить пружинную шайбу на посадочное место подшипника так, как это продемонстрировано на фото.

Осмотр места под фрикционную полумуфту в сепараторе
Осмотр места под фрикционную полумуфту в сепараторе

После того как электродвигатель собран и посажена на вал фрикционная полумуфта необходимо установить «башмаки», которые находятся на муфте и дают сцепление с горизонтальным валом сепаратора.

Башмаки полумуфты
Башмаки полумуфты
Установка башмаков на полумуфту
Установка башмаков на полумуфту

Для этого очень удобно использовать или тонкую резинку, или нитку. Фиксируем три башмака на полумуфте и сажаем электродвигатель на своё прежнее место.

Дальше необходимо убедиться в свободном вращении вала, а также прозвонить электродвигатель на корпус и на межвитковое замыкание.

Проверка сопротивления изоляции мотора
Проверка сопротивления изоляции мотора

Т.к. мы уже подсоединили питающие концы мотора в клеммной коробке, то его можно прозвонить от щита управления, т.е. от тепловой защиты. Таким образом мы ещё и проверяем кабель до мотора и сам электродвигатель.

Проверка мотора на межвитковое замыканиеПроверка мотора на межвитковое замыканиеПроверка мотора на межвитковое замыкание
Проверка мотора на межвитковое замыкание

Электродвигатель имеет три фазы, поэтому необходимо сделать три измерения между каждой обмоткой. На фото выше видно, что сопротивление между всеми фазами составляет 1.9 Ом и они равны. Это хороший показатель целостности статора электродвигателя.

После всех проверок, закрываем клеммную коробку и щит управления. Можем пускать сепаратор в работу. При пуске сепаратора необходимо обратить внимание на звук работы новых подшипников, а также проверить рабочий ток электродвигателя. Это можно сделать с помощью амперметра или токовых клещей. Т.к. у нас на щите пускателя имеется рабочий амперметр, то ориентируемся исключительно по нему.

Сепаратор в работе
Сепаратор в работе

На фото видно, что заранее на амперметре была поставлена метка, поэтому несложно будет сориентироваться какой ток является рабочим. Всегда номинальный ток электродвигателя можно найти либо на шилдике мотора, либо в инструкции.

 

Сисадмин мнил себя богом сети, электрон грубо развеял этот миф. Научись развеивать мифы! © Electrical Engineer's blog [2010-2022].