04.02.2022

Выбило трансформатор аварийного оборудования 220В. Действия электромеханика на судне

Приветствую читателей блога! Сегодня у нас произошла обесточка всего аварийного оборудования 220В на судне, включая аварийное освещение 220В. В этой статье мы разберем причину данной поломки, а также способы поиска и устранения неполадки.

Выбило трансформатор аварийного оборудования 220В. Действия электромеханика на судне
Сервисные аварийные трансформаторы 440 / 220 В

В данной ситуации необходимо сразу проверить аварийный распределительный щит, на котором находятся все автоматические выключатели аварийных источников электроэнергии на судне.

Прежде всего нас интересуют автоматические выключатели первичной и вторичной обмоток аварийного сервисного трансформатора. На щите мы можем наблюдать, что выбило автомат первичной обмотки трансформатора 440В, сработало реле перегрузки по току.

Аварийный распределительный щит 220В
Аварийный распределительный щит 220В
Аварийный распределительный щит 220В
Аварийный распределительный щит 220В
Автоматы первичной обмотки 440 В
Автоматы первичной обмотки 440 В (автомат взведен)
Автоматы вторичной обмотки 220 В
Автоматы вторичной обмотки 220 В

Т.е. произошло короткое замыкание в цепи аварийного оборудования, при этом сработал автомат именно первичной обмотки трансформатора 440В. После дополнительного исследования и получения информации от помощника капитана, оказалось, что обесточка произошла во время включения всего наружного освещения на судне. 

Реле защиты по току

Можно сделать вывод, что короткое замыкание произошло в цепи аварийного освещения 220В, что и способствовало срабатыванию защиты по току. Таким образом в результате прозванивания и поочередного отключения всех цепей аварийного освещения 220В было обнаружено короткое замыкание в прожекторе освещения палубы спасательной шлюпки.

После разборки прожектора оказалось, что короткое замыкание случилось в контактной группе патрона лампы.

Разборка прожектора (вода внутри)
Разборка прожектора (вода внутри)
Проплавленный цоколь лампы
Сгоревший цоколь лампы 
Патрон лампы
Патрон лампы
Сгоревшие контакты патрона
Сгоревшие контакты патрона
Патрон лампы
Патрон лампы
Патрон лампы
Патрон лампы
Установка нового прожектора
Установка нового прожектора

На фотографиях выше видно, что контактная группа патрона прожектора сгорела и фазы коротнули между собой.

Возникает естественный вопрос, неужели такая проблема может обесточить полностью весь сервисный аварийный трансформатор, почему не выбило секущий автомат, который отсекает непосредственно только этот прожектор. Видимо ток короткого замыкания был настолько большим, что выбило сразу первичную обмотку трансформатора без какой-либо выдержки по времени. Таким образом работает реле защиты трансформатора.

Данные аварийного сервисного трансформатора
Данные аварийного сервисного трансформатора

Обычно на судне имеется четыре сервисных трансформатора 440 / 220 В. Основные два (main) и аварийные два (emergency) трансформатора 440 / 220 В обеспечивают питание 220ти вольтных потребителей, в которые обычно входит освещение, зарядные устройства, пожарная сигнализация, различные консоли в машине и на мостике, и другое вспомогательное оборудование 220 В.

Аварийные потребители 220В
Аварийные потребители 220В

Всегда работает один главный и один аварийный трансформаторы, два других являются резервными. В случае неполадки одного трансформатора можно переключиться на резервный. 

Схема работы реле перегрузки по току
Схема работы реле перегрузки по току
Схема работы реле перегрузки по току
Схема работы реле перегрузки по току

Всё это делается вручную, на фото автоматических выключателей видно механическую блокировку автомата одного трансформатора, т.е. одновременно они работать не могут.

Сработало реле защиты
Сработало реле защиты

Реле защиты по току при перегрузке измеряемой цепи воздействует на шунтирующее реле автоматического выключателя и выбивает автомат. На принципиальных схемах выше видно как работают эти реле.

 

Сисадмин мнил себя богом сети, электрон грубо развеял этот миф. Научись развеивать мифы! © Electrical Engineer's blog [2010-2022].